КАТАЛОГ ЛЕПНИНЫ


СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ


УСЛУГИ


БИБЛИОТЕКА


О КОМПАНИИ


КОНТАКТЫ

 
 
 

Неогрек

   
   
 

главная /  библиотека /  архитектурные стили  /  неогрек

Неогрек

Неогрек — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.

Европейские корни

У истоков архитектуры, которую современники окрестили «неогрек», стояли француз Анри Лабруст (1801—1875) и немец Лео фон Кленце (1784—1864). Оба архитектора, принадлежавшие к разным поколениям, начали профессиональную деятельность уже после падения наполеоновской империи, давшей имя стилю ампир, когда в архитектуре доминировала ранняя эклектика. Их последователь, шотландец Александр Томпсон (1817—1875), воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно, что получил прозвище «Грек» (Alexander «Greek» Thompson).

Функционально, архитектура европейского неогрека ограничена музеями, парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи, однако её интерьеры, подчинённые несущему железному каркасу, вполне эклектичны — железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером. Эклектичен был и сам стиль неогрек, в том смысле, что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями (необарокко, неоренессанс, в России — «русский стиль» К. А. Тона и т. д.). 1830-е годы в Европе — расцвет историзма.

Неогрек в Москве

Cтиль неогрек не прижился в Санкт-Петербургe, исключение — Новый Эрмитаж работы фон Кленце (1839—1852). С оговорками можно признать неогреком работы А. И. Штакеншнейдера в Петергофе (Новый Бельведер).

В Москву неогрек пришёл в конце 1860-х годов и, благодаря таланту А. С. Каминского, стал востребован в среде заказчиков и купеческого, и (в меньшей степени) знатного происхождения. В Москве стиль неогрек обрёл новую нишу — пореформенные городские особняки. Первым таким особняком можно считать дом 6 на Моховой — перестроенная в 1868 ампирная усадьба Шаховских в руках Каминского приобрела совершенно новые, утончённые черты — в прорисовке фронтона и ионических колоннах, напоминающих образец — Эрехтейон. Именно малые образцы греческой архитектуры, подобные Эрехтейону, оказались наиболее уместными в частных постройках.

Неогрек возникал и в дешёвом деревянном строительстве, но в целом оставался достаточно дорогим, «богатым» стилем. Особенность неогрека частных домов (в отличие от храмов и парламентов, а также от ампира) — асимметрия планов. Дома планировались, исходя из особенностей участков и удобства хозяев, и ампирная симметрия в этом явно мешала. Например, парадный вход в частный дом нецелесообразно располагать в центре фасада — и он смещается в сторону, а стильный портик - на боковую стену, обращённую во двор (дом Елагиной). На совершенно неклассический план накладывается «истинно-греческий» декор, уменьшенный относительно классических образцов, чтобы соответствовать новой сущности здания.

Первая волна стиля пришлась на 1870-е годы, вторая — на 1890-е; в это время успешно работали М. Ф. Бугровский, А. О. Гунст, Р. И. Клейн, А. Эрихсон. В конце 1890-х годов неогрек естественно и очень быстро сошёл на нет — стиль потерял старых заказчиков и не обрёл новых. Традиционные клиенты — верхушка купечества — обратились к новомодному модерну, при этом строительство частных особняков вообще сократилось, уступая место доходным домам. В этом сегменте рынка стиль неогрек практически не был востребован; в постройках для нужд казённых и благотворительных учреждений он был неуместно дорог. Последняя, и, вероятно, крупнейшая постройка в этом стиле — Музей имени Пушкина, арх. Р. И. Клейн (1898—1912, коробка здания закончена в 1904). К тому времени, когда открылся музей, стиль неогрек был почти забыт, а на смену модерну пришёл ретроспективизм начала XX века.

 

 
 
 
   
Copyright © 2009-2014 | LEPNINAPLAST | info@lepninaplast.ru